На сегодняшний день широкое распространение получил способ технической подмены конфигурации канальности "объёмных" звуковых дорог. Речь идет о так называемом псевдо-5.1. Способ технической подмены канальности в псевдо-5.1 заключается в замене звукового ряда центрального канала полноценной настоящей 5.1 дороги на звуковой ряд полноценной 2.0 дороги (после её преобразования в моно). Обычно, это осуществляется в том случае, если перевод фильма представлен только в 2.0, а оригинальная дорога имеется в 5.1.
немного терминов и пояснений:
* Монозвук - одноканальный звук. Может распределятся программным (аппаратным) методом на любое количество колонок в зависимости от настроек пользователя. При таком распределении каждая колонка будет воспроизводить одинаковую аудио информацию
* Стереозвук - многоканальный (два и более) звук. При его воспроизведении сохраняется информация о пространственном расположении источника звука. Достигается это путём распределения звука на каналы. Под распределением необходимо понимать процесс звукозаписи разными микрофонами с разных направлений (если звук изначально не записан данным методом, то никакие программные обработки и эффекты эту ситуацию изменить не смогут). Существуют различные конфигурации аудиоканалов, начиная с 2.0 и заканчивая 14 отдельными аудиоканалами. На практике же, существует две основных (а значит, и самых подменяемых) конфигурации аудиоканалов:
o 2.0 - двухканальный звук. Сохраняет аудио информацию о расположении источника спереди по отношению к пользователю. Двухканальный звук, в связи со сложившимся обычаем, ещё принято называть "стерео" звуком. Хотя на самом деле, это не совсем корректно, так как термин "стереозвук" производный от термина "стереофония" и обозначает пространственное расположение источника звука, а следовательно в термин "стерео" входит и 2.0 и 5.1 и 7.1. и т.д.
o 5.1 - шестиканальный звук (5 сателлитов + сабвуфер). Сохраняет аудио информацию о расположении источника звука спереди и сзади по отношению к пользователю. Принято называть "объёмным" или "трёхмерным" звуком, что опять-таки, не совсем верно, исходя из нижеследующего
* Объёмный (трёхмерный) звук - любое определении данного термина, которое можно найти на просторах Сети, будет содержать нечто вроде "Объёмный звук - это система пространственного звуковоспроизведения, состоящая из шесть каналов объёмного цифрового звука, которые усиливают ощущение присутствия, создавая объём". На самом деле, ни о какой объёмности речь не идёт и любое такое определение является глупостью. Термин "объёмный звук" - это всего лишь фикция и рекламный ход. Объёмное восприятие источника звука предполагает получение аудиоинформации о его расположении в пространстве не только по осях X и Y, но и по оси Z (высота). Т.е. тыловые и фронтальные сателлиты должны быть разделены на две части - верхние и нижние. Технически, такой переход уже давно является реальным. Тот же цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных аудиоканалов. Приобретение звуковой карты, с необходимым количеством выходов и необходимого количества звуковых колонок прямо пропорционально размеру кошелька пользователя. Дело стоит за малым. За переориентацией технических методов звукозаписи самими производителями, так как для получения любого пространственно-ориентированного звука необходимо записывать его на несколько микрофонов, соответственно ориентированных в пространстве. Дело это, очевидно дорогостоящее и сложно выполнимое (и возможно, просто не востребованное, так как даже звук в системе 7.1 является редкостью). Таким образом, даже настоящий 5.1 звук по сути является псевдообъёмным, а термины "объёмности/трёхмерности" в отношении звука мы будем употреблять исключительно в "кавычках".
*
# Сабвуфер - звуки низких частот
# Фронтальные и тыловые сателлиты - музыка, фоновые звуки (фоновая речь), звуки эффектов и т.п. (т.е. всё, что создаёт эффект объёмного звука)
# Центр - основная речь и звуки прямо не влияющие на создание эффекта "объёмности
В случае с псевдо-5.1 центр настоящей 5.1 дороги обычно заменяется монозвуковой дорогой, преобразованной из полноценной двухканальной звуковой дороги. В итоге звуки, слышимые при воспроизведении псевдо-5.1 распределены следующим образом:
Для создания эффекта "объёмности", при воспроизведении такой дороги, звуковая информация между каналами в большинстве случаев распределена следующим образом
* Сабвуфер - звуки низких частот
* Фронтальные и тыловые сателлиты - музыка, фоновые звуки (фоновая речь), звуки эффектов и т.п.
* Центр - кроме основной речи и звуков прямо не влияющих на создание эффекта объёмности, центральный канал будет дублировать все НЧ, которые уже воспроизводит сабвуфер, а также всю музыку, все фоновые звуки и звуки эффектов, которые воспроизводят фронтальные и тыловые сателлиты для создания эффекта "объёмности"
что же означает такой фальсифицированный центральный канал на примере. Давайте представим сцену с летящим самолётом. По отношению к нам он летит сзади с левой стороны в правую (если мы стоит лицом на север, то самолёт летит по направлению с Юго-Запада на Северо-Восток). В настоящем 5.1 звук двигателей самолета появляется из левого тыла и постепенно нарастая переходит в правый фронт, где и угасает. То есть, мы будем слышать звук двигателей так, как если бы находились непосредственно под самолётом в момент его полёта.
Если же звуковое сопровождение данной сцены осуществляется псевдо-5.1, то вместо одного самолёта мы получим уже два!!! Первый так и будет лететь с Юго-запада на Северо-восток, а второй появится с Севера, долетит до нашего местонахождения, развернётся на месте (это в "трёхмерном" то звуке!) и улетит обратно на Север Или, возьмём, например, взрыв гранаты. В 5.1 граната взрывается справа сзади, в псевдо-5.1 взорвётся уже две гранаты - справа сзади + "дополнительная" граната-невидимка в центре
Получается такое вследствие того, что в центр запихнули полноценную звуковую дорогу, в которой дублируются все те звуки, которые в нормальной 5.1 разделены по каналам. Фактически в псевдо-5.1 одновременно находятся две полноценные звуковые дороги. Одна, разбитая на каналы по сторонам и вторая, с той же звуковой информация, но втиснутая в центр.
А, при подмене центрального канала на полноценную монозвуковую дорогу, вместо сохранения информации о расположении источника звука, искусственно создаётся аудиоинформация о ложных источниках звука, которые отсутствуют в самом видео!!! Тем самым, такие "поделки" вместо улучшения ориентации в предполагаемом пространстве, наоборот, дезориентируют пользователя. Если честный 2.0 сохраняет хотя бы "переднюю" аудио информацию о расположении источника звука, то псевдо-5.1 заставляет пользователя слышать объекты, которых на самом деле на изображении нет.
итоги:
* Из дороги, изначально записанной в моно не сделать 2.0
* Из дороги изначально записанной в 2.0 не сделать 5.1
* Ни одна фальсификация не улучшает характеристики звука. Улучшаются только цифры, которыми можно "похвастаться" и которые будут восприняты не подготовленными пользователями за чистую монету
* Псевдо-2.0 не создают стерео эффект, только увеличивает размер файла в два раза
* Псевдо-5.1 ухудшает эффект присутствия, заставляя пользователя слышать то, чего нет на экране и естественно увеличивает размер файла
* Монозвук в любом случае будет идти из всех подключенных колонок, для этого нет никакой необходимости делать псевдо-2.0
* Дорогу 2.0 можно просто настроить на воспроизведение всеми колонками, но в отличие от псевдо-5.1 при таком воспроизведении вы не услышите невидимых источников звука
|